Рецензия на книгу Накануне от neveroff
Двоякое впечатление от книги. Видимо это еще один роман Тургенева, который был нужен именно в то время, когда его и создавали. Сегодня эта история может рассматриваться только с позиции верности, но мало у кого вызывет большие эмоции. Может, я ошибаюсь, безусловно.
20-летняя Елена Николаевна, барышня на выданье, для которой роль обычной домохозяйки слишком скучна и никчемна. Что для сегодняшнего дня - естественно и логично, а на тот момент - фантастично. Ее вдохновляют люди, у которых есть настоящая цель в жизни. И чем больше и значительнее цель, тем больше уважения (и любви) Елена испытывает.
Вокруг нее вьются молодые люди, это понятно: красивая добрая дама из хорошей и, что немаловажно, обеспеченной семьи. Гуляка-скульптор Шубин, серьезный ученый Берсенев, а также ухажеры, навязываемые малолюбящим отцом. Но тут на горизонте нарисовывается, аки джигит на белом коне, болгарин Инсаров. И все - включается фоном песня Земфиры "Девушка созрела".
Впрочем, это естественно при ее характере: у Инсарова цель ни много, ни мало - устроить переворот в Болгарии и освободить родину из подданства Турции. Нормальная цель в рамках Елены. Поэтому "Пойдет. Люблю".
А вот дальше... Не хочется пересказывать, но дальше начинается и самое эпатажное, и самое дискуссионное, и самое непонятное и одновременно - самое лицемерное. В общем, Тургенев показал, безусловно, нестандартную для своего времени женщину и наверное еще более нестандартное мнение:
- Женщину, которая вызывает уважение уже тем, что готова отбросить все, к чему привыкла и начать жить с нуля в таких условиях, о которых может и не читала никогда. Если, конечно, события финала принимать как факт.
- Мнение не сильно популярное сегодня и совершенно удивительное для XIX века. Мнение об эмиграции.
Словами Шубина: "Расстается с родиной, с семьей; а я ее понимаю. Кого она здесь оставляет? Кого видела? Чего тут жалеть?"
Словами Елены: "А вернуться в Россию — зачем? Что делать в России?"
Смысл в том, что не страна обусловливает человека, а только он сам. И если конкретному человеку более подходит жизнь в другом месте, то это и есть норма. А всякие пословицы вроде "Где родился, там и пригодился" - народная глупость.
А теперь о плохом. О чтении. Совершенно скучно. Книга небольшая, а читалась долго и сложно. Я наслаждался языком Тургенева и загибался от нетрогательности персонажей. Все были чужими для меня. Их истории - это их истории и в мою жизнь они не смогли войти. Или не пустили меня в свою - как посмотреть. В любом случае мы прошли параллельно, как рэльсы. Кроме того, характеры людей показаны ровно настолько, чтобы продемонстрировать эпизод. Какие-то человеческие половинки, четвертинки и восьмушки...
Шубин и Инсаров - искусство и политика. Мысли и поведение - сугубо по необходимости автора. Просто чужие типажи, без искорки.
Берсенев чем-то похож на меня самого, с тягой учиться, но без тяги чего-то добиваться. Но как литературный герой этот молодой человек получился сморщенным и суженым до предела. Нераскрыт более всех остальных.
Елена - вызывает уважение как личность. Однако женщина с высокими целями, но лишенная женственности и чувственности для меня проигрывает противоположности, умеющей любить (а не уважать и восторгаться, как Елена), но не способной выйти на баррикады. Впрочем, как я сказал, способна ли Елена Николаевна на пылкость - предмет длительной дискуссии. Бесконечной. Потому что у любого мнения будут серьезные доказательства.
Наиболее яркими в книге оказались родители Елены. Семейная пара, создавшая этот союз по расчету, прожившая в расчете и не обнаружившая друг в друге ни грамма взаимопонимания. Даже попытки или желания понимания. Я вообще удивляюсь откуда у них дочь нарисовалась. Вот эти муж с женой могут зацепить взор, хоть и с отрицательными эмоциями. Остальные персонажи - квашенная капуста.
А у меня теперь большое желание проредить хотелки - там вся библиография Тургенева, а две последние его прочитанные книги мягко говоря не вдохновляют. Но "Я подумаю об этом завтра" (с) - чтобы не сгоряча.
#сапер (Интернациональная любовь)